Сторителлинг дословно в переводе с английского означает рассказывание историй.
И, как вы сами понимаете, человечество давно этим занимается.
Сказки, былины, легенды, поучительные истории – в них всегда передавался опыт поколений, обучались дети, показывались добродетели, разбирались различные ситуации.
Сразу на ум приходят детские рассказы Толстого:
- про двух мальчиков, которых чуть не съела акула, но папа-артиллерист их спас,
- про маленького мальчика, который научился ездить на лошади, хотя очень боялся,
- про девочку, которую чуть не задавил поезд, но она сумела спрятаться, да ещё и грибы не потеряла,
- про мышь, которая хвасталась, а в результате всего лишилась.
Метод сторителлинга. Почему же так популярны истории?
Самое главное, это интересно.
Кроме того, информация, поданная в виде истории, лучше запоминается.
Почему?
Мы живём в море информации. Что-то отскакивает от нас не оставляя следов, что-то застревает в глубинах сознания. Но есть сведения, которые обязательно запомнятся – это знания, пропущенные через личный опыт.
Когда мы слушаем чужую историю, в ней как раз действует герой, с которым что-то происходит. Свойство человека примерять эти события на себя, особенно, если герой похож на того человека, который слушает историю.
Таким образом, слушатель как бы присваивает чужой опыт и пополняет свой личный багаж знаний.
Вспомните, когда мы учились в школе или институте, кто были любимыми учителями и лекторами? Те, кто живо и эмоционально «травил байки», рассказывал истории о себе и своих учениках. В большинстве своём все эти разговоры «по душам» велись не просто так. Это же был чистой воды сторителлинг с целью обучения и лучшего усвоения материала.
Так что сейчас, когда так популярно это название – «сторителлинг», мы должны понимать, что в самом понятии нет ничего нового. Новое есть в том, для чего и где используется рассказывание историй.
Сторителлинг – примеры историй
В первую очередь, сторителлинг в продажах используется в телевизионной рекламе.
От рекламы майонеза – до потребительского кредита или жилого комплекса.
Например, про мальчика, который хотел поиграть в хоккей. Папа пошёл навстречу желаниям сына и взял в прокате хоккейную экипировку. Но шлем оказался сломан, а коньки – тупые. Казалось бы всё, конец мечте. Но тут появляется дедушка с кредитом и совершенно новой амуницией. Мальчик счастлив, дедушка помог.
Очень популярен сторителлинг в обучении в больших корпорациях. Уже не одно десятилетие с помощью мотивирующих рассказов обучают новых сотрудников.
А начиналось всё лет 60 назад с некоего американца Дэвида Армстронга, который возглавил семейный холдинг и считал, что знает, как добиться успеха в бизнесе и не потерять при этом душу.
Он придумал рассказывать истории новым сотрудникам. В непринуждённой обстановке неформального рассказа информация скорее дойдёт до сердца слушателя, чем стандартная памятка компании или скучная блок-схема инженера по технике безопасности.
Армстронг собрал самые яркие рассказы о поступках сотрудников и событиях, связанных с жизнью компании, расположил их в хронологическом порядке и создал «Руководство по работе» для внутреннего пользования.
Армстронг, кстати, возглавлял компанию до 2010 года и получил прозвище «генеральный директор историй», а его «Руководством» пользуются до сих пор.
Из рекламы и корпораций, где рассказывание историй использовалось в той или иной степени для продаж, сторителлинг постепенно перекочевал к нам, обыкновенным пользователям Интернета. К тем, кто хочет построить небольшой бизнес, продавать свои услуги или рукодельные работы.
Как использовать силу историй на практике
Как мы уже поняли, сама по себе информация о вашем деле мало кого заинтересует. А вот эмоциональный рассказ о том, как горишь своим делом, найдёт отклик в душе читателя. Очень важно показать ценность работы и лучше всего это сделать с помощью эмоций и живых образов.
В каком виде может быть подан сторителлинг?
Это может быть история, изложенная «пером на бумаге», то есть текст.
Сейчас становится всё более популярен видео-сторителлинг.
Историю можно преподнести в картинках – типа комиксов, или, как модно сейчас говорить – «инфографики».
И что интересно!
В основе любой истории лежит текст. Прежде, чем рисовать картинки или снимать видео, необходимо иметь сценарий истории.
Однако хороший рассказ это всегда картинка, возникающая в воображении. То есть сторителлинг – это всегда визуализация, видео даже, если это просто текст.
Таким образом, получается, что качественный сторителлинг – это текст и визуальный образ происходящего.
Так как же рассказывать истории, за которые будут платить – деньгами или вниманием?
Вот 7 правил метода сторителлинга, которые необходимо соблюдать:
- Цель. Сторителлинг – это не любая история. У рассказа должна быть цель, от которой не стоит отступать и перегружать историю деталями.
- Герой. Должен быть герой или персонаж. Кстати, необязательно одушевлённый.
- Проблема. Персонаж сталкивается с проблемой и решает её. А решение каким-то образом связано с тем, чем вы занимаетесь.
- Яркая картинка, возникающая в воображении, с самого начала повествования.
- Динамика. В истории должно быть действие и яркие образы.
- Последовательность изложения. Необходимо фокусироваться на цели и не отклоняться от неё. Кроме того, не надо искусственно увеличивать длину истории. Если есть яркая история на полстранички не надо раздувать её на целый лист.
- Вывод. Лёгкий и ненавязчивый. Лучше, чтобы читатель сам его сделал.
Для иллюстрации этих правил хочется вернуться к детским историям Толстого. Они построены как раз по перечисленным правилам. Перечитайте и используйте для написания своего сторителлинга – истории успеха вашего бизнеса.
© Анна Карелина